Марке Фано Дизайн

Фотостудия профессиональных моделей

СТУДИЯ
ПОРТФОЛИО
СВЯЗЬ

Carpe diem или «Увидеть мир в частице песка...»

Журнал позитиff №1. 12.2011

Остановить мгновенье и подарить воспоминание. Поймать момент и победить время…
Понять, что каждая минута нашей жизни – огромная ценность: либо урок, либо награда…
Воссоздать летопись семьи, сложить родовое древо…
200 лет назад мы обратились бы к художнику.
150 лет назад первые фотостудии появились в Санкт-Петербурге и Москве.
Сегодня профессиональная фототехника доступна каждому.
Первый день, первая улыбка, первый зуб, первый класс, первое путешествие, первый автомобиль, первая свадьба. Все зафиксировано и разложено в альбомы.
Фотографировать – это модно. «Зеркалка» – это тренд. Плащ Burberry, каре Hermes, фотокамера в руках. Одна из ста хороших фотографий вдруг зацепит чем-то неуловимым, скажет о чем-то, вернет настроение… И возникнет потребность в обучении. Как сделать так, чтобы не одна из ста, а хотя бы десять? А вдруг получится шедевр – что с ним делать? Куда пойти учиться?
Эти вопросы мы задали генеральному директору творческого объединения «Марке Фано», обладателю звания «Мастер первого класса России», фотографу Сергею Алексеевичу Поливцу.

Сергей Алексеевич, что такое хорошая фотография?
– Хорошая фотография способна изменить жизнь. Это не просто запечатленный момент между прошлым и будущим. И не просто красивый вид. Это настроение, иной взгляд, то, что заставит зрителя думать.
У фотографии обязательно должен быть зритель?
– Важно сразу понять, для чего ты снимаешь данный кадр. Для того, чтобы самому любоваться, для семьи, может быть – для друзей. Тогда достаточно хорошей камеры, чтобы нажать на кнопку и получить желаемый результат. Или ты отдаешь фотографию на суд зрителя. Тогда это совершенно другой подход. Для того, чтобы сделать настоящую качественную фотографию, достойную размещения на выставке или в полиграфическом издании, необходимо учиться. Долго и серьезно. Фотография – это часть культуры. Наверное, самая демократичная часть, доступная многим, но тоже требующая профессионального подхода.
Куда пойти учиться?
– Выбор огромен. Начинающий фотограф не всегда понимает, какой тип обучения ему нужен. Я стажировался в Италии у знаменитых fashion-фотографов, это очень высокая планка. Мой метод – глубокое погружение в профессиональную жизнь фотографа. И очень быстро становится ясно, кому достаточно двух месяцев обучения, а кто будет учиться дальше. Последние обычно говорят, что хотели именно этого всю жизнь, но не знали, с какой стороны подойти. Из таких учеников и получаются профессионалы.

Какие дополнительные знания необходимы?
– В каждой профессии есть ремесленники и мастера. Можно научиться понимать законы композиции, света, пространства, цвета, и всю жизнь делать посредственные снимки. Значит, необходимо что-то еще. Настоящий фотограф обязан быть культурно развитым человеком, иметь собственное мировоззрение. Читать книги, знать живопись, любить музыку. Именно этот базис позволит думать по-другому, видеть мир иначе и передать это видение зрителю. Можно отточить умение, направить, раскрыть то, что есть. Но нужна основа. Надо видеть многое, посещать необычные места, ездить туда, где ты не был. Жизнь человека коротка, и за 30–35 лет, хотя бы раз в год надо поехать в то место на земном шаре, где ты ни разу не был. Когда человек выезжает в другую страну, другой город, он обогащается впечатлениями, у него «вырастают крылья». Ведь нам нужно море не только для того, чтобы плавать и загорать. Есть такие страны, которые необходимо видеть, необходимо понимать. Иногда это самый популярный туристический маршрут, но взгляд другой: увидеть Египет без пирамид, Рим без Колизея, в Пизанской башне – только кусочек орнамента, а на площади святого Марка в Венеции вообще только почувствовать настроение. Для этого я вывожу учеников школы фотографии «Марке Фано Дизайн» за рубеж. Первая половина дня – этюды, вторая – мастер-класс. Два месяца занятий, подкрепленных практикумом, уже дают результат.
Как понять, что ты обращаешься к действительно профессиональному фотографу?
– Посмотреть его работы.
Сегодня услуги фотографа востребованы. Чаще всего – на семейных торжествах. Мне кажется, что в Ростове-на-Дону «профессиональных» фотографов больше, чем невест. А результат получается весьма средний. Считается, что достаточно освоить технические возможности фотоаппарата, чтобы предлагать свои услуги. Критерий один – что мы видим на фотографиях? «Веселые картинки» или историю любви?

Я пришел в профессию в 1981 году, учился, работал помощником, ассистентом фотографа, получал разряды, от первого до седьмого, потом добивался звания «Мастера первого класса России». Государство поощряло людей, желающих учиться и совершенствоваться. А сейчас у нас «неорганизованная преступность» в области фотографии. На Западе заказчик никогда не обратится к неизвестному фотографу. Там существуют очень жесткие критерии.

С годами понимаешь, что критика заставляет художника развиваться, идти вперед, осваивать новые технологии, искать свой оригинальный взгляд.

Во-первых, у мастера должен быть свой сайт. Постоянно обновляемый и динамичный.
Во-вторых, необходимо наличие полиграфических работ. Альбомы, журналы, каталоги и так далее.
В-третьих, наличие персональных выставок. Это единственный инструмент саморазвития. На выставку придут твои родные и друзья, чтобы тебя похвалить. Придут те, кто тебя любит. И обязательно на выставку придут те, кто «очень любит» автора. С годами понимаешь, что это самые ценные зрители, поскольку их злая критика заставляет художника развиваться, идти вперед, осваивать новые технологии, искать свой, оригинальный взгляд. Выставки заставляют доводить фотографию до уровня совершенства, работать над ней, уважая зрителя, делать законченные фотографии. И тогда результат обязательно будет приятным. На моей выставке в 2008 году одну из фотографий цикла «Слово о полку Игореве» приобрели более чем за миллион рублей.
В-четвертых, должна быть своя студия, материальная база, персонал.
И, наконец, пятое, но, может быть, самое важное, у мастера должны быть последователи. И своя школа. Свой метод, передаваемый ученикам. Мастер-класс высокого уровня.
Какой проект Вам ближе всего?
– Естественно, тот, которым я занимаюсь сейчас. Это масштабный долговременный проект «Религии мира». Мы уже снимали монастыри, скиты и кельи на святой горе Афон, храмы древней Армении, мечети Грозного. Это совершенно другой мир, требующий пристального изучения и оригинального взгляда.

Главный редактор - Марина Демченко

Carpe diem или «Увидеть мир в частице песка...»